четверг, 28 апреля 2011 г.

История медиаэкологии. Часть 4: Исследования в эпоху Web



 В последние годы, исследователи экологии массмедиа демонстрировали особый интерес к новым – интерактивным и мультимедийным – формам коммуникации. Уже в 1995 году Нейл Постман ввел термин «инфоксикация», говоря о проблемах цифрового общества: «люди не знают, что делать с информацией. У них отсутствует принцип ее организации». 

    Оставаясь гуманистом до конца, Постман доказывал, что «ребята из MIT» (2004, 6) не знают, что противопоставить этому информационному взрыву. Его размышления на тему кризиса, с которым столкнулось научное сообщество и о необходимости адаптироваться к новым временам, звучат сегодня так же актуально, как и почти три десятилетия назад. 
  С другой стороны, тексты, написанные «предшественниками» и «отцами-основателями» медиаэкологии оказалось возможным интерпретировать в контексте цифровых технологий. Процессы, которые происходят в мире, отмеченном глубинными сдвигами в способах производства, распространения и потребления знаний, уместно сравнивать с аналогичными явлениями в прошлом – такими как изобретение письма или печатного пресса. Некоторые исследователи киберкультуры охотно сравниваю технико-культурную трансформацию современного общества с той, что произошла в XV веке после изобретения книгопечатания (Пистичелли, 2005). В этом контексте работы Эрика Хэйвлока, Маршалла МакЛюэна, Уолтера Онга и других медиаэкологов становятся настольными книгами для ученых, интересующихся новыми порядками, которые устанавливает цифровая интерактивная коммуникация. 
    С Маршаллом МакЛюэном творится что-то невероятное: достаточно взять любой из его текстов и заменить слово «телевидение» на «Всемирная паутина». Результаты поражают: в 1960-х гг. МакЛюэн говорил о превращении письменного слова в «электронную коммуникацию» (или ТВ), но так, будто описывал процесс дигитализации, который имел место тридцать лет спустя. Перечитывание МакЛюэна в цифровую эпоху породила очень ценные работы – например «Цифровой МакЛюэн: Путеводитель по Тысячелетию информации» (Левинсон, 2001) или «Понимание Новых Медиа» (Логан, в разработке). 
   Во времена, когда консолидируются глобальные информационные сети, когда идут процессы конвергенции и наблюдается взрывоподобный рост новых медиийных платформ, появление трансмедийных нарративов и революционной субъект-субъектной парадигмы коммуникации (в противовес традиционной модели СМИ – когда массовая аудитория потребляет медиапродукцию – прим. перев.), когда разрушается традиционная модель вещания – чтобы понять эти процессы медиаэкология становится необходимой.   
   Она предлагает темы, формулирует концепции, ставит вопросы и обогащает научные дискуссии об интерактивной цифровой коммуникации. Перечитывание МакЛюэна без предубеждений (которые ледяной стеной отгородили его от некоторых коллег в 1960-х гг.), переосмысление анализа проблем образования и коммуникации, который Постман предпринял в кризисные времена, возвращение к проницательным размышлениям Онга или Хейвлока на темы устной речи и письменности – все это может дать новые ключевые идеи для понимания того, какие очертания приобретет медийная экосистема в XXI веке. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий