четверг, 28 апреля 2011 г.

История медиаэкологии. Часть 1: "Главная" наука о коммуникации?

Экология медиа -- молодая дисциплина: ее история берет отсчет с начала 1970-х гг. Этот научный подход кажется на первый взгляд пестрым и эклектичным, объединяющим методы социологии, анализ культуры, теорию систем в духе точных наук. Испанский исследователь  Карлос Сколари, преподаватель Департамента коммуникации Universitat Pompeu Fabra, опубликовал в июне 2010 года в журнале Quaderns del CAC обширный очерк, посвященный медиаэкологии -- ее истории, предпосылкам возникновения, наиболее ярким исследователям и основным положениям. Для удобства текст разбит на несколько частей.

Перевод: Владимир Степанов 

       <...>
    Теории коммуникации классифицировались по-разному: в зависимости от дисциплины, которая занималась изучением коммуникации (социология, психология, антропология и др.); подхода (когнитивный, системный и проч.); уровня (межличностный, групповой, институциональный, массовый и т.д.); эпистемологических предпосылок (эмпирические, критические) или имплицитных концепций коммуникационных практик (риторические, семиотические, феноменологические и др.) (Крейг, 1999). (…) В этой статье предлагается новая классификация: генералистские и специализированные теории. 
     Общие (генералистские) теории предлагают создание интегрированных, глобальных схем, объясняющих все процессы, которые влияют на коммуникацию. Хотя теорию, которая бы объясняла все и сразу невозможно вообразить, очевидно, что некоторые теоретические построения тяготеют к интегрированному подходу и предлагают очень масштабные модели. Среди подобных генералистских теорий – Политэкономия коммуникации и культуры, которая занимается процессами производства, распространения и потребления информационных продуктов, не забывая об анализе культурного производства (Моско, 2009; Голдинг и Мэрдок, 1997). Теория информации Шэннона и Уивера также предложила очень простую, генералистскую модель, объясняющую процесс коммуникации (передатчик, канал, сообщение, приемник и т.д.) 
    Специализированные теории делают акцент на отдельном аспекте коммуникационного процесса, оставляя другие без внимания. Теория слабого медиавоздействия, новостей, повестки дня или семиотические модели относятся к типу теоретизирования, который стремится объяснить небольшой кусочек коммуникационного универсума. С другой стороны, научные дискурсы в сфере коммуникации всегда демонстрировали тенденцию к изолированному изучению медиа, их четкому разграничению на «ТВ», «радио», «кино» и так далее. Семиотика пошла по этому пути. Вот почему существует «семиотика кино», «семиотика телевидения» и другие направления. 
  Если мы будем отталкиваться от этого противопоставления – генералистских и специализированых теорий, – то нам не составит труда найти место для медиаэкологии:
 это расширенная теория, которая охватывает, в зависимости от предпочтений исследователя, почти все аспекты коммуникационных процессов, от взаимоотношений между медиа и экономикой до изменений в процессах восприятия и мышления у индивидов, которые подвергаются воздействию медиатехнологий. 
   В то же время, медиаэкология не фокусируется на каком-то одном типе медиа – это теория, которая охватывает все аспекты существования медиа в принципе. Этот подход не ограничен во времени: научная рефлексия начинается со времен перехода от устной к письменной речи и тянется вплоть до нынешней неспокойной цифровой эпохи. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий